Махабхарата

Сита и Рама
  Ангкор Ват

Та Пром
Ta Prohm

ប្រាសាទតាព្រហ្ម

если на отображаются символы скачать кмерский шрифт

Начало строительства: середина 12-ого столетия
Окончание: начало 13-ого столетия (1186 год)
Создатель: Король Джаяварман VII (посмертное имя: Маха Парамасангата Пада) позже расширен Индраварманом
Культ: Буддисткий
Расчистка Анри Маршалем в 1920 году.
(скачать фильм про Анри Маршаля)

План храма Та Пром
   

Когда человека, впервые посетившего Ангкор, спрашивают какой из храмов на него произвел наибольшее впечатление, обычно он отвечает: "Конечно же, Та Пром!". Умышленно оставленная часть разрушения и тропические деревья, делают Та Пром одним из самых романтических храмов. Сегодня тем, кто хочет получить представление о том, каким предстал Та Пром перед первыми хранителями Ангкора в 19 веке, придется посетить Бенг Мелеа или Бантей Чма.

Сейчас Та Пром Вас встречает внешней восточной гопурой рядом с дорогой. Это одна из четырех гопур, которые разрывают внешнюю латеритовую стену по сторонам света, и первоначально здесь была башня с четырьмя ликами Локешвары, как и в Байоне, но они полностью разрушились. Настоящие лица на башнях были добавлены позже, вероятно во время первой половины 13-ого столетия. Путь вперед, с деревьями с обеих сторон, приводит через 500 метров к большой крестовидной террасе из песчаника, которая ведет через ров.

   
Та Прохм Та Прохм
   

Та Прохм был одним из главных храмов Джаявармана VII - фактически, этот храм-монастырь представляет из себя ряд концентрических галерей с угловыми башнями и гопурами со многими дополнительными зданиями и окружениями стенами. Сложность планировки храма увеличивается его частично разрушенным состоянием, с деревьями среди руин.

Не доходя до большой восточной террасы вы увидите справа дхармасалу или "дом огня", подобный такому же в Преа Кхан.

   
Нага-тротуар Та Прохм Апсары Та Прохм
   

Из-за беспорядка близко расположенных зданий и галерей в центре Та Прохм, в основном, издаваемые планы не показывают внешние окружения. Это придаёт неправильное ощущение размеров, в особенности, бывшей большой городской территории вне храма. Ныне заросшая деревьями, кроме некоторых иногда обрабатываемых областей на востоке, этой внешней областью был, на то время, плотно населенный город. Вне храма было 3 140 деревень и 79 365 крестьян обеспечивали его существование.

   
Галереи Та Прохм

Притолока с Тхорани в Та Прохм

Богиня Деви (в кхмерской традиции Тхорани) окружена боевыми слонами и воинами армии демоницы Мары. Богиня выжимает свои волосы, чтобы утопить нападающих на неё. Вверху и внизу изображения Будд были испорчены. Танцующая фигура в центре может быть демоницей Мара.

Внизу слева притолока с тем же сюжетом. 

Галереи Та Прохм

   

Внешняя стена составляет один километр с востока на запад, 650 метров с севера на юг и вполне бы могла вместить 12 640 человек, упомянутых в надписях храма. Другая стена 250 на 220 метров ограничивает четвертое окружение (пронумерованное, как обычно в кхмерских храмах из центра наружу). Такие же пропорции соблюдены в Преа Кхане и Бантеай Кдей, которые были построены в приблизительно в то же самое время.

Внешнее - третье окружение имеет размеры 112 на 108 метров, которому предшествует на востоке большое прямоугольное здание ввиде четырех внутренних дворов, известных как Зал Танцоров.

   
Та Прохм
   

Согласно его стеле, которая до недавнего времени была на месте, основное божество Та Прохм было установлено в 1186 году, Праджнапарамита, "Совершенство Мудрости", было скопировано с матери короля. (Точно так же главное божество Преа Кхан, Локешвара, было скопировано с отца короля).
Настоящим именем Та Прохм было Раджавихара, "королевский монастырь". Справа от двери три Будды снизу были срезаны, но наверху остался один. Реставраторы индуизма подумали, что это король.

   
Башня Та Прохм Корни тропического дерева Та Прохм
   

 На фронтоне боковой постройки король в своем дворце. Придворные внизу с радостными лицами смотрят на него.

   
Та Прохм Фронтон Та Прохм
   

Деревья, которые растут среди руин и оплетают их придают особую атмосферу Та Прохму и делают его более запоминающимся, чем любая другая достопримечательность Ангкора. Есть две разновидности этих деревьев: большое- это шелково-хлопковое дерево (Ceiba pentandra) отличающееся толстыми, бледно-коричневыми корнями с узловатой структурой, меньшее - это фиговое дерево-душитель (Ficus gibbosa), с большим количеством тонких, гладких и серых корней. Дерево вырастает из щели в кладке здания, где, возможно, птица оставила семя и корни растут вниз к земле. Корни прокладывают себе путь между каменной кладкой, и, становясь более толстыми, они становится каркасом здания, но когда дерево умирает, или валится грозой, постройка рушится вместе с ним. Таким образом деревья, всё-таки, приносят разрушение.

   
Та Прохм. Фронтон в корнях дерева Корни тропических деревьев в Та Прохм
   
Та Прохм. Дерево на стене Корни тропических деревьев в Та Прохм
   
Галерея Та Прохм

Та Прохм, притолока

Сам по себе храм занимает только гектар из окружающих 60-ти, состоящий из трех концентрических галерей окружённых рвом. Каждый из них, как обычно, смещен немного к западу - от главного входа - и у каждого есть четыре входа через гопуры, ориентированных по странам света.

На притолоке внутри галереи - Кришна держит двух львов за задние лапы

Галерея Та Прохм

   

Уже упоминавшаяся выше стела приписывает королю возведение 260 статуй богов, статую гуру или духовного наставника короля, сооружение 39 декоративных башен, 566 жилищ из камня, 286 из кирпича и 2 702 метров стены из латерита. Описываются богатства Та Прохм - 5 тонн золотой посуды, 512 шелковых кроватей и 523 пляжных зонтиков, отмечается основание в королевстве 102 больниц. Население в пределах стен храма было более чем 12 640 человек, включая 18 первосвященников, 2 740 священников, совершающих богослужения, 2 232 их помощников и 615 танцовщиц.

На другой притолоке галереи божество на голове Калии сражается с мечом с лошадью в окружении двух львов. Скорей всего, это Кришна сражается с демоном Кеши в образе огромной лошади. Над ним две фигуры.

   
Та Прохм. Притолока галереи Та Прохм

Ecole Frangaise d'Extreme-Orient - Французкая Дальневосточная Школа, решила оставить этот храм в его 'естественном состоянии', как пример того, как большинство храмов Ангкора выглядели при их открытии в 19-ом столетии. Это было вдохновенным решением, существенно увеличившее количество работы, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение и прорядить растительность настолько, чтобы сделать возможным посещение храма. Это было сделано так, чтобы сохранить видимость естественности.

   
Та Прохм Библиотека Та Прохм
   

Относительно свободный участок третьего окружения. Отдельный храм со своими галереями и башнями святилища.

   
Галереи Та Прохм
   

Между стенами третьего и второго окружения много других строений. В восточной части в крестообразной галерея и ее осевые галереи соединяют эти два окружения. С обеих сторон небольшие башни святилищ. В северной и южной частях два сопутствующих храма.

   
Галереи Та Прохм Галереи Та Прохм
   

Южный храм хранил статую Яямангалартха-Девы, гуру Джаявармена VII и возможно деда строителя храма Мангалартха. Северный храм хранил статую Яякиртидевы, старшего брата Джаявармана VII. На западе осевая галерея соединяет окружения с двумя отдельными башнями с обеих сторон.

   
Башня Та Прохм Апсары на башне в Та Прохм
   

Стены галерей около центрального святилища с прекрасными апсарами.

   
Апсары в Та Прохм Апсары в Та Прохм
   

Классический вид Та Прохм. Шёлково-хлопковое дерево взбирается по галерее и один из его корней ползёт по его крыше направо, хотя на самом деле корни росли наоборот- сверху вниз.

   
Корни тропических деревьев в Та Прохм Та Прохм
   

Фикус-душитель паразитирует на другом дереве.

 
   
Та Прохм Та Прохм
   

Справа уже упоминавшийся выше фикус-душитель, паразитирующий на другом дереве, уже задушенном- мёртвом.
Очень популярное место среди туристов: именно в этом дверном проёме Анджелина Джоли увидела пробегающую девочку в фильме "Лара Крофт- расхитительница гробниц".
Слева одна из галерей центрального святилища.

   
Та Прохм Корни деревьев в Та Прохм
   

Столб, который поддерживал деревянный алтарь. Экскурсоводы любят рассказывать туристам, что древние кхмеры знали секрет сверхдолговечной краски, при изготовлении которой использовалась человеческая кровь, поэтому красная краска на столбе до сих пор сохранилась. На самом деле все гораздо прозаичнее: кхмеры раскрашивали свои храмы в разные цвета, но бордовая краска или охра изготавливается на основе оксидов железа, которые очень устойчивы к выцветанию в отличие от других.

На фронтоне за столбом Будда был перерезан в лингам реставраторами индуизма.

   
Та Прохм. Столб Та Прохм. Дверь с орнаментом
   

Галереи с угловыми башнями и гопурами образовывают внутреннее окружение 30 на 30 метров, соединяется со второй галереей на восточной стороне с некоторыми более поздними дополнениями, которые сейчас воспринимаются как несколько хаотичные. Центральное святилище, не больше других святилищ Та Прохма и угловых башен, связано с галереей окружения на востоке и западе. Отверстия в стенах- это следы облицовки стен, возможно, медными листами.

   
Та Прохм Та Прохм
   

Место, на которое любят обращать внимание гиды: божество в плену корней дерева.
Слева вид издалека: лик божества находится в щели корней над левым углом лежащего плашмя камня.         Справа лик божества вблизи.

   
Божество в корнях дерева Та Прохм Божество в корнях дерева Та Прохм
   

Ещё одна из загадок Та Прохма, за что он привлекает к себе людей со всего света: на фото слева во втором медальоне сверху изображён динозавр- стегозавр, хотя некоторые объясняют это лиственным декором заднего плана, который выглядит как пластины на спине стегозавра. На фрононе срезанный Будда, под ним два ряда поклоняющихся.

   
Динозавр Та Прохм Та Прохм
   

Южный вход. На фронтоне "Великий отъезд" Будды. На внутренней притолоке несколько три одинаковых композиций, в которых женщина (богиня?) и два мужчины (ребенка?) по обеим сторонам держат Будду.

   
Та Прохм. Южный вход Та Прохм. Великий отъезд Будды

Та Прохм. Внутренняя притолока южного входа
   
Использованы материалы книг Maurice Glaize "Angkor" ; Michael Petrochenko "Angkor Temples"; Claude Jacques, Michael Freeman "Angkor Cities and Temples". Перевод с англ. автора сайта
При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна