Махабхарата

Сита и Рама
Ангкор Ват
 

Преа Кхан

 ប្រាសាទព្រះខ័ន

если на отображаются символы скачать кмерский шрифт

Preah Khan

Конец 12 века (освящение в 1191 году)
Стиль: Байон
Построен Джаяварманом VII (посмертное имя Маха Парамасангата пада)
Культ: Буддийский
Расчистка Анри Маршалем с 1927 по 1932 года, продолжена с частичным анастилозом Морисом Глиезом в 1939 году

 

Один из крупнейших проектов Джаявармана VII. Преа Кхан был гораздо больше, чем храм- это был буддийский университет с более чем тысячей учителей и его окружал довольно большой город. Как и в Та Прохм, здесь была обнаружена стела с большой информацией о храме, его основании и его посвящении. На этом месте ранее стоял дворец Яшовармана II и Тибхуванадитьявармана, а упоминание "озера крови" означает, что Преа Кхан был построен на месте крупного сражения с Чамами, предотвратившего захват Ангкора. В этом сражении здесь был убит король Чамов. Король, прославившийся в этом сражении носил имя Джаясри, поэтому и город назвали "Нагара-Джаясри" (на санскрите нагара означает "город"), в то время как современное название Преа Кхан означает "Священный Меч", хотя по словам Кодеса, Джаясри означает то же самое.

Тогда как Та Прохм был посвящен матери Джаявармана VII в образе Праджняпарамиты, таким же образом и Преа Кхан пять лет спустя, в 1191 году, был посвящен отцу короля, Дхараниндраварману. С него была создана статуя бодхисаттвы Локешвара, Джаявармешвара, была освящена в том же году. В других часовнях города было 430 "второстепенных" божеств.

План Преах Кхан.

За аллеей со столбами вдоль неё следует нага-мост похожий на точно такой же, пересекающий ров Ангкор Тхом - тела двух гигантских нагов по обе стороны дамбы, держит ряд девов (полу-богов) слева и асуров (демонов) справа. Их относительно удалённое расположение позволило украсть их головы. В целом этот вид гигантских фигур напоминает известную сцену Пахтания Молочного Океана, как, например, на барельефе восточной галереи Ангкора Ват. Здесь, как и у врат Ангкора Тхом, наги переводят нас через ров, и вполне вероятно, что и здесь они функционируют в качестве нага-моста между миром людей и богов

Входная галерея Преах Кхан Преах Кхан. Девы держат нага.
 

Восточная гопура внешнего окружения имеет три входа, каждый с башней, из которых центральный самый большой, через который могла бы проехать телега. Стены по обе стороны из латерита несут великолепные каменные изваяния гигантских гаруд, каждый из которых держит в каждой руке за хвост нага, своего традиционного врага. Эти 5-ти метровые фигуры расположены с 50-ти метровым интервалом по всему периметру четвертого окружения с самыми большими гарудами по углам - всего их 72. Сразу за гопурой стояла красивая статуя коленопреклоненной принцессы, которая в настоящее время находится в музее Гимэ.

Входная гопура Преах Кхан. Преах Кхан. Зал Танцовщиц.

Гопура третьего окружения является самой большой в Ангкоре. Ей предшествует большая крестообразная терраса с балюстрадами нагов и львы. Перед ней, справа, так называемый "Дом огня", одна из 121 часовен, построенных по Джаяварманом VII вдоль главных дорог Империи. Они все особенны по архитектуре, выровнены с запада на восток, с башнями на западных выходах и с окнами только на южных сторонах. Из их названий на гравировках можно понять, что они имели отношение к ковчегам со священным пламенем, может быть, в качестве перевалочных пунктов в ритуальном путешествии. Общее в архитектуре таких "Домов Огня" в Та Прохм и в Бантей Чма на северо-западе Камбоджи это толстые стены и двойные окна, защищённые балюстрадой.

Преах Кхан. Гопура третьего окружения.

Гопура третьего окружения, представляющее из себя латеритовую стены, является наиболее сложной из всех в Преах Кхан. Его три широко расставленные башни и небольшие павильоны на обоих концах соединены галереями, внешние стороны которых, поддерживаются колоннами. 100 метров в длину, она имеет пять входов, и галерею с левой стороны. Вход охраняет оставшийся один дварапалас. От другого остался только постамент. Между центральной и южной башней, растут два гигантских шелково-хлопковых дерева, их стволы растут под углом друг к другу. Хотя они очень красивы, деревья старые и когда упадут повредят храм.

 

Галерея Преах Кхан. Галерея Преах Кхан.

 

Сразу за гопурой , точно так же, как и в Та Прохм , большое здание, сейчас без крыши, состоит из четырёх небольших дворов, каждый окруженный 24 колоннами, которые образовывают небольшую галерею. Это здание благодаря запечатленным в танце барельефам апсар, назвали Залом Танцовщиц.
Необходимо отметить пустые ниши над барельефами апсар. Они в своё время содержали резные статуэтки Будд, систематически уничтожаемых во времена правления Джаявармана VIII, реставратора индуизма, вместе с тысячами других по всему Ангкору.

Внутренний двор Преах Кхан.

 

Внутри галерей второго окружения, если вы позволите вашим глазам привыкнуть к темноте, можно любоваться очень хорошими резными гарудами по углам наверху. В вестибюле на запад от святилища лингам и ее йони пьедестал, установленный здесь, вероятно, во второй половине 13-го века.

Галерея Преах Кхан. Лингам Преах Кхан

 

Сразу за гопурой второго окружения находится маленький храм Вишну, в восточном входе которого находится длинный постамент с отверстиями для трех статуй и с носиком для проведения ритуала освящения воды как на линге. Надпись на дверном косяке утверждает, что отсутствующие статуи изображали Раму, Лакшмана и Ситу, а боковую поверхность этого же дверного прохода украшает очень красивая резьба. На западном фронтоне изображена сцена, в которой Кришна поднимает гору Говардхана.

Тройная линга Преах Кхан. Преах Кхан. Резьба дверного проема.

 

Пространство между галерей второго окружения и внутренним окружением сильно загромождено дополнительными постройками.

Между двумя окружениями Преах Кхан. Между двумя окружениями Преах Кхан.

Три небольших прямоугольных храма окружают храм Будды: северный посвящен Шиве, южный - умершим королям и королевам и западный Вишну.

Внутренние постройки Преах Кхан. Внутренние постройки Преах Кхан.

 

Центральное святилище, как обычно, смещено на запад.
Внутренние стены здесь испещрены небольшими отверстиями, которые служили для крепления бронзовых облицовочных листов. Гравированные надписи храма утверждают, что их было использовано более 1500 тонн.

Внутренние постройки Преах Кхан. Внутри галерей Преах Кхан.

 

В его центре находится небольшая ступа, добавленная около 16-го века. Утром при определённом ракурсе можно добиться иллюзии, что верхушка ступы светиться ослепительным светом.
Изначально здесь стояла статуя, сделанная с отца Джаявармана VII Джаявармешвара и была, вероятно, уничтожена Джаяварманом VIII во время его реставрации индуизма в Ангкоре.

Ступа центрального святилища Преах Кхан. Ступа центрального святилища Преах Кхан.

Будда без головы и скучающий охранник в галерее, отходящей от святилища. На стенах можно видеть те же отверстия для крепления бронзовых облицовочных листов.

Вот такие небольшие и живописные пространства между зданиями и галереями окружений.

Будда без головы. Преах Кхан. Преах Кхан. Шелково-лопковое дерево и галерея.

 

На северо-западе и юго-западе от святилища во внутренних дворах первого окружения многочисленные зданиями построенные без проекта, а иногда просто похожие на "погребальные часовни или семейные гробницы", как считал Кодес . Некоторые из них со сводами, выполненных методом консольной кладки.

Преах Кхан. Внутренние постройки. Галерея центрального окружения Преах Кхан.

 

Шёлково-хлопковые деревья придают невыразимый шарм храмам Ангкора, но несут для них самих угрозу разрушения от их падения.

Внутренний двор Преах Кхан. Прасат Преах Кхан

 

Внутри зданий линги - предметы индуистского культа.

Линги галерей Преах Кхан. Линга и тройной постамент Преах Кхан.

 

Шелково-хлопковое дерево не уступающее по красоте деревьям Та Прохма.

Линга в одной из галерей.

Шелково-хлопковое дерево Преах Кхан. Линга Преах Кхан

 

Пространство между стенами второго окружения, составляющего 85 на 76 метров и галерей внутреннего окружения 62 на 55 метров остаётся совсем небольшим, а с восточной стороны оно заполнена впоследствии  зданиями. Но во внутреннем окружении царит настоящая путаница с небольшими святилищами и другими сооружениями скученными в четырех углах, разделенных осевой галерей, ведущей от центрального святилища.

Внутренние дворы второго окружения Преах Кхан Внутренний двор второго окружения Преах Кхан.

 

Внутри третьего окружения большую часть пространства до второго окружения занимают дополнительные постройки и пруды.

Внутренние дворы тетьего окружения Преах Кхан Внутренний двор третьего окружения Преах Кхан.